Использование комплекса СПРУТ в учебном процессе
мы вам позвоним
Номер телефона Имя Тема разговора
Я согласен на обработку моих
персональных данных. Политика конфиденциальности.
Как еще с нами связаться?

Вы можете воспользоваться одним из предложенных ниже способов:

  • info@sprut.ru
  • spruttechnology
вход
Логин Пароль Напомнить?
Нет аккаунта на сайте
СПРУТ-Технологии? Зарегистрируйтесь!

Вы можете авторизоваться на сайте через:

8 800 302 9690
Бесплатный звонок по России
Заказать звонок
Вход
или Регистрация

Полезные статьи


SprutCAM в космическом приборостроении:
как создать высококлассную металлообработку без замены станочного парка?


SprutCAM для программирования роботов:
быстрое внедрение, долгосрочный эффект

Использование комплекса СПРУТ в учебном процессе

Мы преподаем дисциплины "САПР технологических процессов и технологической оснастки", "Проектирование штампов и пресс - форм", "Математическое моделирование процессов в машиностроении", "Системы САD - САМ" для будущих технологов. Возможность использовать "СПРУТ" в учебном процессе мы получили три года назад

Использование комплекса СПРУТ в учебном процессе

 

До этого, в течение десяти лет, мы делали попытки использовать вычислительную технику в обучении, но столкнулись с отсутствием систем, допускающих "ступенчатое" освоение и не очень требовательных в  эксплуатационном плане, то есть пригодных для использования в учебном процессе. В разное время на кафедре применялись системы конструкторско - технологического проектирования, разработанные в ИТК Белорусской АН, Челябинском техническом университете, Новосибирском НИИ "ПрограммСистем" и другие, в том числе и "самодельные". Каждая из этих систем имела свои достоинства и недостатки, но общим недостатком являлось отсутствие единой информационной структуры и, следовательно, невозможность организации сквозного проектирования с единой, на всех этапах, идеологией. 

После внедрения "СПРУТ" в учебный процесс у нас полностью отпала, ранее мучавшая нас, забота об обеспечении лабораторных и практических занятий материалами, позволяющими получать практические навыки в предметной области. Появилась реальная возможность готовить не только пользователей уже разработанных. САПР, но специалистов, способных самостоятельно разработать информационно законченный программный комплекс для решения проектной задачи. Дело в том что, во первых,"СПРУТ " охватывает практически все дисциплины и темы учебного плана по нашей специальности. Во - вторых, сама идеология проектирования в среде "СПРУТ" достаточно хорошо иллюстрирует особенности проектных конструкторских и технологических работ. Начиная со студентами разговор об общей структуре прикладной САПР, неизбежно приходишь к необходимости изучения элементов теории баз данных. При практическом рассмотрении вопросов, связанных с информационными системами, можно моделировать работу типовых информационных структур, используя соответствующие инструментальные и языковые средства. Развитые возможности описания геометрических объектов в подсистемах SGR, DОG и GPS позволяют иллюстрировать разделы курсов, посвященные лингвистическому обеспечению некоторые конструкции языка "СПРУТ" можно рассматривать, как язык описания объекта проектирования. Кроме того, существует такой инструмент, как интерактивная геометрия. Например, при проектировании нестандартного технологического оборудования, штампов, одним из основных вопросов является создание моделей изделия и его конструктивных элементов - здесь незаменим геометрический процессор, с помощью которого можно получать не просто модели, а параметризованные модели геометрических объектов. 

    При знакомстве с вопросами взаимодействия пользователя с программой можно использовать возможности подсистемы меню и текстовых баз данных. При изучении графических систем - графический редактор, при рассмотрении систем автоматизированного программирования (САП)- систему подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ. 

    Таким образом, мы готовим студентов не только как пользователей уже готовых САПР, а даем им возможность самим разрабатывать, пусть элементарные, но, в общем-то, законченные системы. Те же, кто увлекается программированием, -. в дополнительное время, в кружках решают более серьезные задачи автоматизации конструкторского и технологического проектирования. 

    Мы начали практиковать выдачу одной темы дипломного проектов или выпускной работы (на первой ступени обучения) сразу нескольким студентам, с тем, чтобы они выполняли комплексное задание, например, связанное со сквозным проектированием отдельных изделий. В это задание включаем создание геометрической модели изделия для его конструкторского проектирования, разработку систем автоматизированного проектирования технологических процессов его изготовления и подготовку управляющих программ для станков с ЧПУ, Работа над подобным дипломным проектом знакомит студентов не только с решением локальных задач автоматизированного проектирования, но и позволят им по-знакомиться с вопросами комплексной автоматизации производства. 

    Следует отметить, что студенты очень быстро осваивают "СПРУТ" на 3 курсе, при изучении "Теоретических основ САПР" все студенты выполняют самостоятельную работу по созданию информационно- программных продуктов для решения несложных технологических задач. Обязательным требованием к этим разработкам является их тщательная алгоритмическая проработка, сопровождение справочными материалами и подробное документирование. С указанной частью работы справляются в срок не менее 80 % студентов. Весь процесс освоения инструментальных средств "СПРУТ" занимает не более четырех двухчасовых занятий в лаборатории под наблюдением преподавателя. Далее работа выполняется студентами самостоятельно. Студенты, занимающиеся в кружках и специалисты кафедры объединяют отдельные задачи в законченные программные продукты, предназначенные для использования, в частности, в учебном процессе, в том числе и в дисциплинах, не связанных с применением ВТ напрямую, например, в "Теории резания", "Технических измерениях" и т.д. 

    Одно из достоинств системы "СПРУТ" - ее нетребовательность к техническим средствам, что немаловажно для периферийных ВУЗов с их, мягко говоря, недостаточным материальным обеспечением. К недостаткам использования системы можно отнести отсутствие методического обеспечения. В связи с тем, что все больше ВУЗов используют "СПРУТ" как основную систему при изучении дисциплин, связанных с САПР, созрела необходимость создания методического пособия или учебника, где необходимо осветить основные вопросы работы с системой "СПРУТ".

 

Быков Ю.М., к.т.н., доцент 

Чигиринский Ю.Л., к.т.н., доцент